MERGE TRACTORUL, BATE MOTORUL

Favicon MERGE TRACTORUL, BATE MOTORUL

Блог Александра Исаева, редактора газеты "Коммунист"

RSS posts

Comentează

Власть перешла в контрнаступление

15051455-Riot-police-block-access-to-protest-being-broken-up--Stock-VectorНа прошлой неделе прошел слух, что власть получила некую «отмашку» — то ли от вашингтонского, то ли от брюссельского обкома — «закрывать тему с палатками». Судя по всему, слух оказался верным, и процесс пошел.

1.

Сегодня спикер парламента Адриан Канду, премьер Валериу Стрелец и пока еще президент Молдовы Николае Тимофти  подписали  бумагу, которую про-правительственная пресса называет длинно: «Открытый призыв к социальному диалогу между политическим классом и гражданским обществом для совместного поиска путей для выхода из кризиса».

Однако понятно, что этот документ вовсе не подразумевает никакого диалога — если бы власти был нужен диалог, то она не пряталась бы от манифестантов битых два месяца. Никто не мешал Тимофти или Канду (не говоря уже о Стрельце) выйти к протестующим. Ну или пригласить их представителей войти внутрь, если выйти к толпе им слабо, и коленки дрожат слишком уж предательски.

На самом деле никаких серьезных переговоров с протестующими «хозяева страны» вести не собираются. Сегодняшний «призыв к диалогу» означает другое — начало решительного контрнаступления власти на манифестантов.

2.

Когда у здания правительства возник палаточный городок «DA», власть растерялась, и эта растерянность была заметна. «Отличные парни», взявшие под контроль целую страну, прекрасно умеют воровать миллионы, покупать избирателей на выборах, а недавно научились еще и сажать в тюрьму гражданских активистов. Но что делать с палатками, они не знают. Тем более что, вконец запутавшись в собственных интригах, им нужно было еще понять, не провокация ли это одного из них, и если да, то чья именно.

В итоге власть довольно долго придерживалась тактики страуса — «в любой непонятной ситуации суй голову в бетон». Марионетки ждали приказов кукловодов, а кукловоды понятия не имели, какого рода приказ им нужно отдать. Арестовать или купить всех манифестантов было решительно невозможно.

Платформу «DA» лидеры режима (по крайней мере те из них, кого не обвиняют в «крышевании» правого протеста) поначалу просто игнорировали. Несмотря на многочисленность нескольких «одноразовых» митингов на площади, было ясно — ни идеи, способной консолидировать протест, ни лидеров, способных его возглавить, у правых нет. Социологические опросы ясно демонстрировали, что число сторонников «евроинтеграции» в Молдове упало до исторического минимума. А именно флагами ЕС размахивали на сцене спикеры Платформы «DA».

3.

Настоящие проблемы начались, когда перед парламентом в одну ночь вырос палаточный городок левых — Усатого и Додона. Протест обрел масштабность, а лозунги оппозиции очевидным образом были популярны в массах.

Почувствовав конкуренцию, рванулись вперед увядшие было правые. Попытка штурма офиса GBC обозначила угрозу самому дорогому, что есть у представителей власти — их личному имуществу, «баблу», накопленному нетрудовым потом и чужой кровью. Мутная толкучка у дверей парламента обозначила вероятность неконтролируемого хаоса (а боссы режима всегда предпочитали хаос контролируемый).

На фоне беготни возбужденных толп вокруг офисов быстро набирала очки левая оппозиция, куда более дисциплинированная и организованная. Попытки расколоть митинговый союз «Нашей Партии» и социалистов не приносили успеха. Попытки тянуть с началом работы Парламента РМ перестали быть просто неприличными и стали откровенно скандальными. Начинать пленарные заседания тоже не хотелось: оппозиция получала трибуну, протестующие на улице получали отличную мишень вместо пустых зданий.

4.

По замыслу, документ Канду-Стрельца-Тимофти должен послужить поводом для создания некой альтернативной, про-правительственной «гражданской платформы», которая подпишет «социальный пакт» под названием «За Молдову». Первое заседание этой платформы должно состояться 13 октября, аккурат перед первым пленарным заседанием осенней сессии парламента. По крайней мере, теперь понятно, к чему именно приурочено открытие сессии.

Легко предположить, что под эту новую организацию, имитирующую гражданскую активность, будут подтянуты лояльные власти, купленные и перепроданные «общественные деятели», «блогеры» и прочий сопутствующий материал. Не исключено, что до наступления зимы мы увидим еще один — а может, и не один митинг, подобный митингу 3 ноября 2013 года, когда всех бюджетников Молдовы согнали на центральную площадь Кишинева, раздали им флаги с древками из обрезков металлических труб и заставили махать этими флагами битых два часа.

И разумеется, эта «гражданская активность», поддержанная валом пропаганды из всех телевизионных стволов,  будет противопоставлена нынешней волне протеста. Зная палаческие ухватки власти, которую откровенно называют «бандитской» даже ее европейские покровители, нельзя исключить и масштабных провокаций «возмущенных граждан в штатском». А это, в свою очередь, даст повод для силовой акции по сносу палаточных городков.

Похоже, обком уже дал на это «добро».