«Идти против своих страхов – не разумно»
В прошлом номере мы попробовали окунуться в специфичную атмосферу «городского исследования» – рассказали о путешествии в недостроенное здание в окрестностях Кишинева. Напоминаем, что городское исследование (англ. urban exploration) – это хобби, целью которого является посещение заброшенных сооружений.
Зачем? Некоторые делают это для остроты ощущений, от царящей в таких местах атмосферы они испытывают особый восторг, другие – чтобы почувствовать себя Индианой Джонсом, третьи – пощекотать нервы и сделать фотографии.
Продолжая тему, мы познакомим вас сегодня с профессионалом этого дела. И хотя сам он себя не причисляет к «городским исследователям», его снимки говорят обратное.
Киммо Нуммела – молодой финский фотограф, интересующийся покинутыми местностями и строениями. Вот уже почти десять лет он исследует и фотографирует пейзажи Северной Европы, места по той или иной причине оставленные людьми. Киммо любезно согласился дать он-лайн интервью и ответить на все интересующие нас вопросы.
- Киммо, что привело вас к такому увлечению?
- Вы о фотографии заброшенных строений? Видите ли, в далеком 2002-м я просматривал какой-то сайт на эту тематику. И там были фотографии старых и покинутых мест, они привлекли мое внимание. Общая атмосфера на этих фото плюс мысль о проникновении в заброшенные здания были отличной мотивацией для того, чтобы начать фотографировать самому. Сама идея видеть эту красоту собственными глазами и то, что эти места содержат внутри, поразительнее, чем фотографирование ее, но раз уж ты там, то почему бы и не пощелкать? Так было вначале, потом я понемногу сдвинул фокус на документирование этих зданий, пока они еще здесь. Поэтому я не столько «городской исследователь», сколько «любитель фотографировать и посещать старые и исторические места».
- В каких странах вы бывали с целью городского исследования? Бывали в Припяти – городе-призраке недалеко от Чернобыльской АЭС?
- О Припяти, пожалуй, еще не думал – слишком радиоактивно для меня. А в остальном – конечно, я много путешествовал по Финляндии, хорошо знаком с окрестностями Хельсинки и самим городом. В частности, исследовал Крепость Свеаборг – это оборонительное сооружение вокруг столицы, построенное Российской империей во время Первой мировой для защиты Санкт-Петербурга от Германии. Несколько раз я бывал в Эстонии и Литве, в Бельгии, Польше.
- Кажется, в Финляндии столько отличных мест для исследований! Думаете, в каждой стране их так же много?
- Читаете мои мысли. Когда я только увлекся, среди первых мыслей было: «Господи, да в этой стране нет заброшенных строений!» Но, когда начинаешь смотреть по сторонам, находишь их очень много. Могу поспорить, что со страной, где вы живете, та же история. Просто смотрите вокруг. Нет ни одного государства или города, в котором не было бы ни одного заброшенного здания.
- Как вы готовитесь к экспедиции?
- Ничего особенного, просто проверяю свое оборудование, чтобы все работало. Пытаюсь представить место, куда отправляюсь, чтобы быть готовым к любым препятствиям, например, если понадобится карабкаться наверх, ползать и т.д. Я также изучаю прогноз погоды, когда выезжаю на места, где придется лазить по камням. Это может оказаться опасным в дождливые дни. Еще перед поездкой я говорю кому-нибудь из близких или друзей, куда я иду и когда планирую вернуться. Так что, если что-то случится, меня хотя бы смогут найти и, может, даже помочь.
- Вы всегда исследуете один?
- По большей части – да. Иногда ко мне присоединяется моя невеста, но в большинстве случаев я путешествую один.
- Какое снаряжение вы берете с собой?
- Все зависит от места, куда отправляюсь. Чаще всего в моей сумке лежат фонарь, респиратор, карта, бумага, ручка, телефон, удостоверение личности, GPS-ка, батарейки, цифровая камера, иногда беру зеркалку, чтобы снимать в черно-белом. Льняная тряпочка – она очень важна, чтобы вытирать линзы от пыли. И конечно же – вода и еда.
- В какие места вы бы точно не пошли?
- Я думаю, что для собственной же безопасности лучше знать, где тебе не нравится и что приводит в ужас. Лично я недолюбливаю открытых высот и поэтому вообще избегаю таких мест. Не очень разумно идти против своих собственных страхов, ведь никогда не можешь быть уверенным, как себя поведешь, когда страх возьмет верх.
- Вам когда-нибудь было страшно в исследовательских походах?
- Вообще-то нет. Конечно, всегда охватывает трепет, когда идешь в такие места, ведь что впереди – не знаешь. Но, когда начинаешь фотографировать и осматриваться, это чувство, как правило, проходит. И не возвращается, если ничего необычного не происходит.
- Вы встречали кого-нибудь, когда исследовали?
- Да, пару раз. В основном это подростки со своими злосчастными баллонами и вездесущими граффити. Знание того, как разговаривать с людьми в таких ситуациях, помогает избежать неприятностей.
- А как нужно разговаривать?
- Ну вот, к примеру, однажды я пробирался на старинную водяную мельницу, что недалеко от Хельсинки, и напоролся на охранника. Я объяснил, что фотограф и сразу показал, что проявляю интерес к этому месту с, так сказать, эстетической точки зрения: поспрашивал его о мельнице, он с удовольствием рассказал. После этого мы спокойно разошлись. В другой раз я забрался в заброшенное административное здание в Хельсинки. А там оказался детектор движения (такой маленький прибор с зеленой лампочкой в углу на потолке). Я поспешил выбраться из здания, и уже уходил с территории, когда меня окликнули полицейские. Я подошел, понимая, что, возможно, моя карьера фотографа закончена, а они просто спросили, не видел ли я кого-нибудь поблизости. Я сказал, что не видел.
- Что вы делаете, если в здании нет открытого входа, а попасть внутрь жутко хочется?
- Финляндия очень бюрократична, и чиновники крайне внимательны к тому, чтобы все закрыть и запечатать. То есть проникнуть в такое здание очень сложно. Обычно, чтобы пробраться внутрь, приходится забираться через разбитое окно. Так что риск пораниться довольно велик – это может быть разбитое оконное стекло или ядовитый асбест. Я бы посоветовал всем, кто планирует заняться городским исследованием, найти компаньона, чтобы в случае чего помочь друг другу.
- Похоже, вы не считаете эту деятельность противозаконной.
- Да, в этом есть элемент посягательства на чужую собственность, так как ни одно место на Земле не является полностью покинутым. Но я готов взять на себя риск и возможную ответственность за свои действия, только чтобы увидеть еще несколько заброшенных мест. Дело в том, что городское исследование совсем не синоним разрушения или вандализма. Каждая из деталей с моих снимков находится на том же месте до сих пор. Я ничего не забираю с собой и вообще стараюсь оставить все таким, каким оно было до моего прихода. Старая присказка (очевидно, финская. – Прим. З.К.) «Я забираю с собой только снимки и оставляю следы подошв» («I only take pictures and leave foot prints») относится ко мне так же, как и к любому, кто исследует такого типа места. Если я открыл дверь, я обязательно закрою ее, когда буду уходить. Если входная дверь окажется запертой и все остальные возможные входы тоже, тогда я не лезу в здание вообще – оно заслуживает быть оставленным в хорошем состоянии, и, может, когда-нибудь его значение заметят.
Захар Корецкий
Sursa
2009-12-08 14:54:37