Теоретики и практики (О.Шпенглер)

Бывают люди судьбы и люди причинности в силу самого их рождения. Целая бесконечность отделяет человека, живущего в подлинном смысле слова, — крестьянина и воина, государственного деятеля, полководца, светского человека, купца - словом, всякого, кто желает обогащаться и повелевать, господствовать и сражаться, вообще отваживается на поступок, - организатора и предпринимателя, авантюриста, рубаку и игрока- от «духовного» человека, от святого, священнослужителя, ученого, идеалиста и идеолога вне зависимости от того, был ли он предопределен к тому силой своего мышления или же недостаточной полнокровностью. Существование и бодрствование, такт и напряжение, порывы и понятия, органы обмена и органы осязания - чаще всего у человека, чего-то достигшего в жизни, преобладает одна из сторон. Все порывистое и инстинктивное, глубинное проникновение в людей и ситуации, вера в звезду, которой обладает всякий призванный к действию и которая является чем-то совершенно иным, нежели убежденность в правоте собственной позиции; голос крови, принимающий решения, и полное отсутствие угрызений совести, способной оправдать всякую цель и всякое средство, — во всем этом отказано созерцателю. Человек факта и шагает иначе- основательнее, чем мыслитель и мечтатель, в котором чисто микрокосмическое не в состоянии обрести никакого надежного отношения к Земле.

Это судьба делает отдельного человека таким или иным - раздумчивым и робким или же деятельным и презирающим мышление. Однако деятельный человек - человек целостный; в созерцателе же один-единственный орган желает действовать без тела и против него. Еще хуже, когда он желает овладеть также и действительностью. Тогда-то мы и получаем те этико-политикосоциальные идеи усовершенствования, которые в совокупности своей весьма убедительно показывают, как все должно быть и как это реализовать; получаем учения, которые все без исключения основываются на допущении, что все люди устроены точно так же, как творцы этих учений, а именно богаты идеями и бедны порывами (при условии, что творцы эти знают сами себя). Однако ни одно из этих учений, даже когда они выступали под знаком весомого религиозного авторитета или знаменитого имени, до сих пор не смогло хоть в чем-то изменить жизнь. Они предлагают нам лишь иначе мыслить о жизни. В этом проклятие поздних, много пишущих и много читающих культур: противоположность жизни и мышления то и дело принимается за противоположность мышления о жизни и мышления о мышлении. Все усовершенствователи мира, священники и философы, едины во мнении, что жизнь лишь повод для углубленнейшего размышления, однако жизнь мира идет своим ходом и нимало не заботится о том, что о ней думают. И даже когда какой-либо общине удается жить «по учению», она в лучшем случае добивается лишь того, что в будущей всемирной истории о ней упомянут в примечании- после рассмотрения всего существенного и важного.

Ибо лишь человек действующий, человек судьбы живет в конечном счете в действительном мире, в мире политических, военных и экономических решений, в котором не принимаются в расчет понятия и системы. Славный выпад здесь ценнее славного вывода, и вовсе не безосновательно то презрение, с которым воины и государственные деятели во все времена относились к чернильным крысам и книжным червям, державшимся мнения, что мировая история делается ради духа, науки или даже искусства. Скажем без обиняков: понимание, освободившееся от ощущения, представляет собой только одну, причем не решающую, сторону жизни. В истории западной мысли вполне могло не быть имени Наполеона, а в действительной истории Архимед со всеми его научными открытиями сыграл, быть может, менее значительную роль, чем тот воин, что зарубил его при взятии Сиракуз.

Величайшее заблуждение теоретически ориентированных людей- полагать, что их место на острие, а не в хвосте великих событий. Они имеют совершенно превратное представление о той роли, которую исполняли игравшие в политику софисты в Афинах или Вольтер и Руссо во Франции. Зачастую государственный деятель не «знает», что он делает, однако это не мешает ему уверенно делать как раз то, что приведет к успеху. Политический доктринер всегда знает, что следует делать, и, несмотря на это, его деятельность, если он выходит за пределы бумажного листа, оказывается самой безуспешной и потому самой никчемной в истории. Когда пишущий или ораторствующий идеолог желает принимать деятельное участие не в системах, но в жизни народов, это всего-навсего проявление самомнения, и чаще всего оно встречается именно в неспокойные времена, такие, как аттическое Просвещение либо время Французской или же Германской революций. Идеолог этот не знает своего места. Вместе со своими фундаментальными положениями и программами он всецело принадлежит истории литературы, и ничему больше. Подлинная история выносит свое суждение не тогда, когда она опровергает теоретика, но когда предоставляет его самому себе, со всеми его идеями. Пусть себе Платон и Руссо (уже не говоря о менее значительных умах) строят свои абстрактные государственные здания - для Александра Македонского, Сципиона, Цезаря, Наполеона, для их замыслов, битв и постановлений это не имеет решительно никакого значения. Пусть себе первые разглагольствуют о судьбе, вторым довольно того, что сами они - судьба. Освальд Шпенглер. Закат Европы.

Sursa
2009-02-14 17:42:06



Comenteaza





Ultimele 25 posturi adăugate

10:37:01CĂRĂRI/ SENDEROS —» Andrei LANGA. Blogul personal
13:05:00Punct de cotitură pentru întreaga lume - previziuni octombrie 2024 —» codul omega
06:38:49DIN SINISTRUL COMUNISM —» Leo Butnaru
21:20:34O campanie sulfuroasă —» APort | "Pentru un român care știe citi, cel mai greu lucru e să nu scrie." I.L. Carag
07:32:49Nocturna bibliotecii la Ungheni: „Noaptea detectivilor de carte” —» BPR Ungheni's Blog
06:14:49JURNALUL CA MEMORIE / 1993 —» Leo Butnaru
09:04:09Zece fapte la aniversarea de 20 ani ai Chateau Vartely —» Fine Wine
06:55:16Uniunea Europeană mai aproape de noi: călătorii virtuale prin țările UE —» Biblioteca Publică or.Rîşcani
04:31:26Scurt și clar despre Ziua Vinului —» Fine Wine
17:21:43Cluj Symphony Experience se mută la Polivalentă (programul pe zile) —» Andrei Albu - omul alb cu gînduri negre
06:14:02„ProCOOLtura” a amenajat un spațiu cultural inovator la Biblioteca „Spiridon Vangheli” din orașul Rîșcani —» Ştiri din raionul Râşcani
22:30:22Drumurile întotdeauna se întorc de unde au plecat —» Moldova Creștină
12:59:23Zilele Patrimoniului, 2024 —» Biblioteca de Arte 'Tudor Arghezi'
09:33:29POTECĂ —» Andrei LANGA. Blogul personal
09:32:24LUMINI —» Andrei LANGA. Blogul personal
09:30:09CĂRĂRI —» Andrei LANGA. Blogul personal
07:46:19Revoltată că poliția acoperă o situație de accident —» Curaj.TV | Media alternativă
07:33:53A stat închis pentru faptele altora —» Curaj.TV | Media alternativă
07:26:48POEME PRIN ANI /// ANTOLOGIE DE ETAPĂ # 27 —» Leo Butnaru
18:05:33Femei Invizibile – Viol —» Curaj.TV | Media alternativă
11:30:39Știri-parodii electorale (și nu doar…): Alaiba și investiția strategică în boiele! —» Sergiu Mocanu
11:24:56Știri-parodii electorale: STOIANOGLO RECIDIVEAZĂ! —» Sergiu Mocanu
05:58:58De ce ne stresăm și cum să evităm asta? —» Curaj.TV | Media alternativă
05:40:19Între zile și nopți, între bucurii infime și mari tristeți, funicularul năzuințelor iese mereu din funcție, ca ascensorul din magazinul central al metropolei. —» Leo Butnaru
17:06:45LUMINĂ —» Andrei LANGA. Blogul personal