Обещанная новая статья...
Страна за бортом
Автор: Евгений Шоларь
В тесных рядах «врагов молдавской государственности» ожидается масштабное пополнение. 11 октября парламент Молдавии принял в первом чтении законопроект, запрещающий лицам с двойным гражданством занимать должности государственных служащих. Фактический запрет на профессию касается «двойных граждан», претендующих на должности госслужащих от президента РМ до простого нотариуса. Таким образом, еще сотни тысяч жителей Молдавии оказываются фактически выкинутыми из молдавской политики и отстраненными от процесса построения самой молдавской государственности.
Ранее от этого процесса были отстранены русскоязычные граждане. Но об этом чуть позже. А пока окунемся в историю вопроса... Институт двойного гражданства в Молдавии узаконен с 2003 года. Тогда молдавскими властями это решение (принятое, кстати, по инициативе Владимира Воронина) подавалось с неизменной помпой, как «историческое» и «направленное на разрешение приднестровской проблемы». Теперь на всем первоначальном замысле поставлен жирный крест, поскольку жители Приднестровья, которых в Кишиневе любят называть «своими жителями, проживающими на оккупированной территории», в случае и без того сомнительной на данный момент «реинтеграции», автоматически лишаются возможности участия в молдавской политике и государственном управлении. Общеизвестно, что многие из них в силу неопределенности статуса Приднестровья, успели получить российское или украинское гражданство.
Непонятно и то, зачем было с пафосом разрешать множественное гражданство, если теперь тех, кто этой возможностью воспользовался, поражают в гражданских правах, в частности, в конституционном праве быть избранным?
Основная цель молдавского правительства, выступившего инициатором принятия законопроекта, в контексте всех последних действий официального Кишинева, пропитанных затхлым, как из чулана, запахом румынофобии, на первый взгляд представляется очевидной. Это они так оригинально борются с массовым получением молдаванами, в том числе действующими и будущими госчиновниками, гражданств других государств, в первую очередь, Румынии. Логика, конечно, железная, не так ли? Вместо того чтобы делать Молдавию нормальной, цивилизованной, привлекательной страной, власти по традиции действуют запретами и ограничениями прав. А ведь массовое приобретение гражданств других государств является как раз следствием отвратительного государственного управления и полного отсутствия доверия граждан к своему государству. Кто в этом виноват? Бухарест, Москва, «сепаратисты», «унионисты»?
По химическому составу логики этот очередной «урок патриотизма» чем-то напоминает случай, когда молдавские власти решили бороться с большим количеством проигрышей РМ в Страсбургском суде. Как мы помним, вместо того, чтоб реформировать уродливую систему молдавского правосудия, они стали запугивать адвокатов и истцов, которые «вредят имиджу Молдавии за рубежом»…
Проследуем дальше по витиеватой траектории полета мысли авторов законопроекта. А, как известно, чем дальше в лес, тем дров - больше. Так заместитель министра юстиции РМ Николай Ешану, представляя законопроект в парламенте, сделал немаловажную поправку: после утверждения новый закон не сможет стать основанием для увольнения уже работающих сотрудников, имеющих двойное гражданство. То есть на нынешний чиновничий аппарат и лично товарища Воронина (по некоторым данным, счастливого обладателя российского гражданства) это правило не распространяется. Чиновники в Молдавии, если кто не в курсе, - это особая каста.
Но поговорим лучше о «низших кастах» в молдавском государстве, структурный состав которых стремительно расширяется. Тем более что в пылу полемики с противниками принятия данного закона депутат-коммунист Вадим Мишин выдал сокровенное: «В конце концов, для того, чтобы занимать высокие государственные должности, надо знать государственный язык. И это исключение в определенном смысле слова тоже нарушает права категории лиц, не владеющих государственным языком». Речь, по мнению Мишина, в обоих этих случаях, однако, идет не о нарушении прав человека, а только об «определенном исключении из права». В переводе с мишинского на русский язык это означает примерно следующее: «А что такое?! У нас ограничения гражданских прав различных общественных групп – в порядке вещей».
Молдавские власти после каждого своего кульбита любят с кривой похмельной ухмылкой Константина Старыша ссылаться на «практику некоторых стран». Все это, мол, не только у нас, а вот еще у кого-то, из «цивилизованных». На самом деле, много чего, в принципе, является «практикой некоторых стран». Наверняка из отдельных элементов этой самой «практики некоторых стран» при желании можно собрать уродливую мозаику душного тоталитарного государства. А желание такое, по-видимому, в нашем случае присутствует преизряднейшее. Более того, именно в этом, похоже, и заключается суть воронинского «государственного строительства».
Молдавская государственность действительно сейчас находится под угрозой. Социологические опросы упрямо констатируют тотальное недоверие граждан к государству Республика Молдова. Однако вместо того, чтобы расширять социальную базу, лояльную этому государству, власти своими действиями только сужают ее. Действительно, едва ли стоит ждать лояльности от граждан, ограниченных в своих правах, тем более, если такое поражение в гражданских правах хотя бы отчасти не «компенсируется» высоким уровнем жизни в стране. А ведь государство суверенно и легитимно, не в последнюю очередь, в силу его способности к репрезентации общественного целого.
Вместо поиска же национальной идеи, объединяющей и без того раздираемое на части молдавское общество, позволяющей всему обществу почувствовать себя цельным организмом, единой общностью, действующие власти проводят внутри этой общности все больше разделительных границ. Идя на поводу у собственного азартного стремления к удержанию любой ценой власти они, работая уже не скальпелем, а топором, безответственно отсекают от участия в молдавской политике все новые и новые сегменты общества. В идеале там вообще не должно остаться никого, кроме них самих - ограниченной во всех отношениях «элиты», вполне удовлетворенной сложившимся положением дел и ставящей своими целями лишь стабилизацию приносящего им немалые дивиденды статус-кво да собственное воспроизводство. В итоге, «за бортом» молдавской государственности парадоксальным образом постепенно оказывается вся страна, все молдавское общество, за исключением узкой чиновно-бюрократической прослойки.
Народная мудрость гласит: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». А что если все жертвы «исключений из права», забудут о поросших быльем разногласиях? И вполне логично и прагматично объединятся в своем неприятии этой самой сути нынешнего «государственного строительства», максима которого сводится к звучащей сегодня в фальшивом исполнении Владимира Воронина легендарной фразе: «Государство – это я»? Безусловно, это ускорит крах молдавских коммунистов. Но не ведут ли действия властей к тому, что неизбежное политическое поражение команды Воронина может стать концом также и самого независимого молдавского государства, которое нынешняя властная верхушка столь самоуверенно и нескромно стала отождествлять с собой любимыми? И только в своих грезах нынешний президент и его свита будут «последними защитниками молдавской государственности». У Истории же, как и у потомков, на этот счет будет свое, гораздо более мрачное в отношении роли означенных господ-товарищей, мнение.
Sursa
2007-10-25 11:08:02