40 лет без Че…
Он был врачом по образованию, но решил лечить социальные язвы, а не человеческие болезни. С раннего детства его одолевала бронхиальная астма, но это не мешало ему стать борцом за социальную справедливость и свободу в глобальном масштабе. Че жил во времена Сартра, Де Голля, Хрущева и Кеннеди, но самым известным и популярным политиком XX века суждено было стать именно ему. На прошлой неделе, 9 октября, исполнилось 40 лет со дня смерти великого революционера, кумира всей студенческой молодежи второй половины XX века и человека, ставшим «Иконой левой молодежи», Эрнесто Че Гевары де ла Серна.
Вообще-то об известных людях чаще всего вспоминают в день их рождения, а не трагической смерти. Но еще за несколько дней до печальной даты весь Интернет, телевидение и печатные СМИ уже пестрели разными материалами о феномене личности Че Гевары. Сотни документальных фильмов, тысячи новостных репортажей, десятки тысяч газетных полос и неисчислимое количество электронных дневников-блогов на протяжении всей прошедшей недели анализировали и восхваляли команданте, критиковали и славили поступки самого известного в мировой истории революционера. Причина тому не увядающая популярность Че Гевары на протяжении последних 40 лет.Сообщение о смерти Че повергло в шок миллионы молодых людей. Когда Фидель Кастро 15 октября 1967 года подтвердил сообщение о гибели команданте, в среде молодежи поднялась огромная волна возмущения. Тысячи студентов по всему миру проводили массовые демонстрации и нападения на посольства и дипломатические представительства США. В это же время знаменитое фото Че Гевары с беретом сделанное фотографом Альберто Корда становится непременным атрибутом любой майки бастующего студента и любого плаката на молодежных акциях протеста. В революционном 1968 году «новые левые» своим теоретическим лидером считали Жана-Поля Сартра, а духовным, бесспорно, Че Гевару.
Че Гевара стал символом социальной борьбы за свободу и справедливость. И хотя эти протестные действия «новых левых» не совсем совпадали с теорией Че о «революционных очагах», которая заключалась в том, что группа из идейно подкованных 30-50 человек может вызвать революцию в любой стране, все же Эрнесто Че Гевара стал кумиром молодежи, а его знаменитый портрет знаменем, пусть и абстрактной, но борьбы за свободу.
Впрочем, многие, говоря о портрете Че в берете, часто упоминают, что он превратил великого революционера во всемирно известный коммерческий бренд, что многие сегодня носят майку с изображением Че, даже не зная его полного имени, что наверняка самому Че это бы не понравилось, ведь он «боролся с капитализмом». Это все звучит правильно, но следует заметить, что многие также часто говоря об известном портрете Че Гевары, замечают поразительное сходство его изображения с иконным ликом распятого Христа. И в этом есть еще одна особенность «феномена Че Гевары».
Коренное население Боливии – индейцы, и крестьяне не сумели понять идей Че Гевары, для них он оставался «приезжим». Теория команданте о стремительном революционном движении в странах третьего мира вызванного группой революционеров терпела неудачу. И даже наоборот крестьяне, замечая группу людей с оружием в руках, спешно сообщали об этом боливийским властям. Так Че Гевара был пойман и убит «рейнджерами» по причине доносов крестьян, ради которых он и затевал свое правое дело. Но позже эти самые крестьяне, после смерти команданте, когда его тело было выставлено на показ, поражаясь его сходству с иконным ликом Христа, тайком срезали с его головы пряди волос и стали называть его «Святым Эрнесто Игерским» (Сан Эрнесто де Ла-Игера). До сих пор в местечке Ла-Игера ходят истории о чудесных творениях Сан Эрнесто, который в жизни был настоящим атеистом.
Смерть Че стала искуплением перед революцией. Он потерпел неудачу не вызвав поддержки среди индейцев, чтобы затем став их мучеником, его идеи нашли новое начало в Боливии и наверное символично, что первым кто в Боливии назвал себя идейным последователем Эрнесто Че Гевары стал президент-социалист представитель коренного населения – индейцев, Эво Моралес.
В истории революционного движения Латинской Америки есть немало настоящих героев, которые всю свою жизнь также как и Че боролись за социальную справедливость, социализм и свободу. Но ни Сальвадор Альенде, который, как и Че Гевара был врачом по образованию и социалистом по убеждениям, ни соратник Гевары по кубинской революции Фидель Кастро и даже известный на всем латиноамериканском континенте Симон Боливар не сумели стать символами неутолимого стремления к свободе и справедливости, как им стал великий революционер и команданте Эрнесто Че Гевара де ла Серна.
Знаменитый портрет команданте превратил его в «глобальный бренд», используемый для рекламы продаж всего, что только можно произвести частным капиталом, но вместе с тем лицо Че Гевары с беретом и склокоченой бородой стало символом его идеи о нескончаемой революции. О верности выбранных Геварой идей можно судить лишь потому как сегодня вся Латинская Америка стремительно «краснеет», а сотни тысяч молодых людей по всему миру до сих пор носят на своей груди «икону», икону справедливости, свободы и молодежного протеста.
© С. Пауль.
ЛЕВЫЙ ВАРИАНТ
Sursa
2007-10-19 22:25:51