Istoria clădirilor
Прогулки по Кишиневу с архитектором Григорием БосенкоКвартал раритетов
Отрезок бульвара Штефан чел Маре от площади Великого Национального Собрания до Парламентского дворца и Президентуры РМ - самый насыщенный по историческим раритетам квартал.
На месте здания кинотеатра "Patria-Centru" в XIX веке стояло здание Кишиневского Благородного собрания, о котором мы говорили на прошлой "прогулке". Перед ним стояла арка, чей изящный силуэт сохранился, увы, лишь на старых видах города: оба сооружения безвозвратно погибли во время Второй мировой войны.
В 1951 открылся кинотеатр "Патрия", а вскоре рядом с ним и фешенебельный ресторан "Молдавия" с летними террасами. В 1961 году заведение "разжаловали" в столовую с одноименным названием. Но в зените популярности "Молдавия" была любимым местом отдыха местной и приезжей элиты. На углу за рестораном находилось более демократичное место досуга: летняя эстрада. В 50-х годах там играл духовой оркестр, проходили бесплатные концерты, которые помнят наши родители. В 1969 году городские власти эстраду снесли и на ее месте построили уютный ресторан "Норок", с тех пор его много раз перестаивали, пока не изуродовали окончательно.
Когда в 1976 году строилось здание ЦК КПМ, по настоянию первого секретаря Компартии Молавии снесли столовую "Молдавия". И.И. Бодюл настаивал вместо ресторана открыть библиотеку. Но, благодаря найденному компромиссу, кишиневские ребятишки получили детское кафе "Гугуцэ", которое пришлось по душе их родителям. Нынче от былого очарования внутреннего интерьера здания ничего не осталось - лепнину убрали, и безликие помещения сдаются под офисы. "Молдову" приговорили к сносу в 1976 году, здание убирали и на его месте до сих пор зияет "плешина" - пустырь со странным памятником молдавской кинематографии.
Квартал напротив кинотеатра - матрица городской истории. На месте здания Национального театра оперы и балета, главного культурного центра страны, в 1823 - 25 годах красовался величественный особняк коллежского асессора Егора Кирилловича Варфоломея (Иордаки Кирияк) и его жены Марьи Дмитриевны. Супруги имели положение в свете, жили открытым домом и отличались радушным гостеприимством. Ссыльный пиит Александр Пушкин и его ближайшие приятели по Кишиневу являлись у хлебосольного хозяина постоянными посетителями этого дома.
Обанкротившись, он продал дорогую недвижимость, переехав в другой свой особняк на теперешней улице Колумна. Обретя нового владельца, дом Варфоломея стал называться Губернским. В 1876 году архитектор Александр Бернардацци провел реконструкцию здания, и оно приобрело еще более благоприятные внутренние пространства. В 1920-м году, с приходом румынских властей, доме Варфоломея занимал комендант военного корпуса Бессарабии. Во время войны здание было разрушено.
"Отцом" Национального театра оперы и балета был Молдавский театр оперы, балета и драмы имени А.С. Пушкина, выросший из Молдавского музыкально-драматического театра, который находился в здании нынешнего Национального театра им. Михая Еминеску. О единстве разных муз, уживавшихся под одной крышей, рассказывал горельеф скульптора Дубиновского "Искусство Молдавии", украшавший фронтон Молдавского музыкально-драматического театра. (В 90-х композиция исчезла с "лица" театра за ночь).
Первый оперный спектакль "Грозован" композитора Давида Гершфельда кишиневская публика увидела в 1956 году, а через год у нас состоялась премьера балета "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьевым по мотивам одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина. В 1957 году оперная и балетная труппы театра выделились в самостоятельный коллектив, получивший нынешнее название. А в 1980 году на карте столицы появилось здание Национального театра оперы и балета (архитекторы Куренной и А. Горшков) на 1200 мест. Увы, здание театра с архитектурной точки зрения индивидуальностью не обладает. Это типовой проект, который переработали с учетом местных особенностей, несколько обогатив его декоративными элементами: фризом, украшенным чеканкой, столбами прямоугольного сечения и другое.
В 50-х годах (примерно там, где стоит театр) стояла большущая доска "Они позорят наш город". Регулярно на этой витрине появлялись выполненные рукой мастера карикатуры на местных стиляг, с которыми боролась советская "общественность". Молодежь всего Кишинева прибегала посмотреть, кто попался на этот раз. Потом "Доску" снесли, и на ее месте таинственным образом возникло питейное заведение "Фокушор". Место приносило его владельцу такой доход, что, находясь перед самым носом партийных и советских бонз, его в упор не замечала милиция. Снесли забегаловку только перед самым открытием театра...
Пересечем улицу Марии Чеботарь и Сфатул Цэрий. На месте нынешнего здание президентуры 114 лет простояла лютеранская церковь, построенная по проекту архитектора Джороджо Торричелли. В 1833 году проект кирхи одобрило на своем заседании Управление путей сообщения и общественных зданий Министерства внутренних дел. Городской архитектор Кишинева Иосиф Гаскет осуществил надзор за строительством этого объекта, которое шло довольно быстро. В 1835 году колокольный звон новой лютеранской церкви огласил городские окраины. Невысокое здание кирхи в неоготическом стиле венчал купол. Рядом стояла колокольня - строгая прямоугольная башня, впечатлявшая своей монументальностью. На службы, проходившей под аккомпанемент органа, съезжались немцы из разных уголков Бессарабии - до войны немецких колоний в нашем крае было немало...
Кирху я застал уже без купола и колокольни. В одноэтажном помещении размещался Дом офицеров, куда по воскресеньям (премированный за хорошее поведение 10-ю копейками) я бегал смотреть кино. Зрительные залы тогда в Кишиневе можно было посчитать по пальцам - "Патрия", однозальный "Бируинца", Дом офицеров, летний театр "ЦПКиО" и все. Попасть на сеанс удавалось, обычно выстояв очередь...
Позже в этом историческом квартале построили среднюю школу №56, которая теперь ничем не выделяется. А в 70-х это серийно-типовое школьное здание (архитектор А. Собелева), которое впервые появилось в республике, удостоилось премии по архитектуре.
Не могу не вспомнить Городской Дом культуры (сокращенно ДК), где находилась главная танцевальная площадка города, излюбленное место встреч, свиданий и выяснения отношений местных ромео и джульет. В 1989 году на месте кирхи и ДК поднялось здание Верховного Совета МССР (архитектор Юрий Туманян, Виктор Яворский, Аркадий Зальцман). Этой вехе в жизни города мы посвятим отдельный рассказ.
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА
Кишинёвский Обозреватель, выпуск № 1 от 2011-01-13
Sursa
2011-06-07 11:27:00